Если занятиями ребёнка не интересуются в семье, не придают им должного значения,
не поощряют усердия и прилежания, ребёнок тоже начинает относиться к ни
пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять свои ошибки, преодолевать
трудности в работе. Некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, они
замыкаются, перестают быть искренними и откровенными.
Психолог работает не только с детьми, а также
и с педагогами и родителями. Нередко в школе работают несколько
специалистов-психологов (психологическая служба), так как поле деятельности
психолога достаточно обширно. Рассмотрим основные методы работы психолога в
школе.
Кроме уроков психологии (а такие есть в ряде школ), в
компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это
может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление,
внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких
показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную
работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (в
зависимости от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий
(классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога.
Составление психолого-педагогической характеристики ребёнка,
которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья.
Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов
ребёнка и т.д. Консультирование в школе играет очень важную роль: каждый
родитель или педагог имеет право обратиться к психологу с проблемой, или
просить о помощи относительно ребёнка.
Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт
межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого - всё это
получает ребёнок в школе. Именно здесь необходимо выработать единую линию
работы и педагогов, и родителей, и психолога. Только при взаимном принятии
решений, при единых целях, школа может претендовать на звание социального
института знаний.
Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение
поведения, и построение собственной позиции, при которой у ребёнка
вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что
психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на
уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний
ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий
жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе
психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания
личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное
мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми
и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей
школьников.
От успешной работы психолога зависят условия формирования
педагогических задач. Психолог может выявить причины неуспеваемости,
расторможенности или агрессивности детей. Затем работа ведется с родителями
ученика. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители?
Успешное сотрудничество психолога, родителей и учителей школы часто
приводит к нужным результатам относительно поведения ребенка.
Бывают ситуации, когда ребёнку необходима помощь более узкого
специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может
рекомендовать другого специалиста.